Отличия в системе движения Новой Зеландии часто становятся источниками споров и порождают вопросы особенно у тех, кто только недавно приехал в страну.
Левостороннее движение
Первое и самое главное к чему придется привыкать — это левостороннее движение. В потоке автомобилей к обратному порядку движения привыкаешь достаточно быстро. Однако стоит оказаться на дороге в полном одиночестве, как легко “потеряться”. При выезде с придомовых территорий или парковок, а также при повороте по “старой памяти” можно занять не то положение на дороге. В зависимости от интенсивности ежедневного вождения достаточно 2-4 недель для того, чтобы полностью перестроится и чувствовать себя уверенно на дорогах в Новой Зеландии.
Дорожная разметка
В Новой Зеландии существует два цвета разметки — белая и желтая.
Белая разметка является уведомительной и делится на сплошную и прерывистую. Обе применяются для разделения и направления движущихся потоков машин. Сплошная линия часто применяется для разделения потоков в местах, где считается нежелательным смена полосы, например перед перекрестком или пешеходным переходом. Именно нежелательным. Строго запрета на пересечение сплошной белой полосы нет, но в случае, если во время подобного маневра произойдет аварийная ситуация, пересечение сплошной белой полосы будет считаться отягчающим моментом.
На Новозеландских дорогах часто используется Flush median — это зона, обеспечивающая безопасный поворот направо или выезд со второстепенной дороги с необходимостью пересекать поток.
Если вы собираетесь повернуть, то вам разрешено занять данную область заблаговременно и двигаться по ней до места поворота. Также если вы выехали на нее со второстепенной дороги — эта зона позволяет выждать подходящий момент, а так же набрать необходимую скорость и влиться в поток.
Желтая разметка — ограничительная. Прерывистая желтая вдоль бордюра запрещает остановку и парковку. Желтая разметка между встречными потоками говорит о запрете на обгон. Прерывистая предупреждает о том, что запрещено начинать и необходимо закончить начатый ранее обгон. Из-за того, что приближается небезопасная зона, отмеченная одинарной или двойной сплошной желтой линией.
Как это не странно, но нет строго запрета пересекать прерывистую или сплошную желтую линию для въезда на придомовую территорию. Но это расценивается как небезопасный маневр и при возникновении неблагоприятных последствий причиной которых послужило данное действие, водитель будет нести ответственность.
Правило перестроения при сливающихся потоках — Zip Rule
В ситуации когда две полосы сливаются в одну действует правило молнии или Zip Rule, при котором транспортное средство с левого ряда чередуется с транспортным средством с правого ряда, то есть “по-очереди”. Важно не путать эту ситуацию с необходимостью уступить дорогу основному потоку, если вы выезжаете на него со второстепенной дороги . Например при выезде на автомагистраль.
Скоростной режим
Максимальная скорость движения по городским дорогам определяется знаками, ограничивающими скорость. На большинстве городских дорог она составляет 50 км/час, но существуют участки с режимом 60 и даже 80 км/ч. При этом будет внимательны в особых зонах, где на постоянной основе действуют ограничения. Например школьная зона, где максимально разрешенная скорость составляет 40 км/час.
На “открытых” дорогах, к которым относится автомагистраль, максимально разрешенная скорость составляет — 100 км/час, при этом в черте города в таких местах часто размещены знаки, ограничивающие скоростной режим на постоянной или временной основе по погодным или другим условиям.
Знаков ограничивающих максимальную скорость на Новозеландских дорогах довольно много и даже на коротком маршруте скоростной режим может меняться неоднократно. В таких условиях мы бы советовали внимательней относиться к чтению дорожных знаков во избежание превышения допустимой на конкретном участке дороги скорости.
Светофор
Светофоры в новой зеландии работают несколько иначе чем, например, в России. Зелёный цвет здесь не мигает предупреждая о скорой смене цвета, а сразу меняется на жёлтый цвет. При этом правила проезда на жёлтый такие же как в России — вы можете завершить манёвр, если для остановки вам требуется экстренное торможение.
Такая система смены сигналов, может довольно долго являться причиной нервного напряжения для водителя, который привык что его заранее предупреждают о смене сигнала светофора на запрещающий.
Велосипедисты
В Новозеландских городах, особенно в центральной части Окленда, достаточно много велосипедистов, которые являются полноправными участниками дорожного движения. На некоторых дорогах для них выделена отдельная полоса или проложена отдельная трасса. В остальных случаях велосипедисты делят дорогу наравне с автомобилистами. Водитель автомобиля всегда должен проявлять крайнюю заботу и внимание по отношения к двухколесным транспортным средствам и предоставлять им достаточный запас места для совершения маневров — минимум 1.5 м. Согласно правил велосипедист должен ехать с краю дороги, но в случае большого количества припаркованных у обочины автомобилей велосипедист может ехать посреди полосы до тех пор, пока движение у обочины не станет для него более комфортным, при отсутствии необходимости все время перестраиваться для объезда припаркованных автомобилей и других возможных препятствий. В этом случае автомобилисты не спеша следуют за велосипедистом до тех пор, пока не появится достаточное пространство для безопасного обгона.
Отсутствие документов на автомобиль
В Новой Зеландии садясь за руль автомобиля вам необходимо иметь при себе только вашу водительскую лицензию. Никаких иных документов типа технического паспорта на автомобиль иметь не надо. Здесь вообще нет никакого аналога данному документу. Весь учет транспортных средств ведется в системе транспортного агенства и почти вся информация об эксплуатации автомобиля, кроме персональных данных владельца, доступна online для всех желающих. Таким образом по номеру автомобиля должностное лицо может быстро и точно узнать всю интересующую его информацию, а любой желающий может проверить пробег автомобиля, сколько у него было владельцев и даже историю прохождения техосмотра, что очень полезно при приобретении автомобиля с рук.
Привыкнув к местным особенностям вождения большинство соглашается с тем, что вождение на Новозеландских дорогах практически лишено стресса и неуважительного отношения к друг-другу. Аварийные ситуации возникают нечасто, во многом по причине того, что все более менее сложные перекрестки регулируются светофорами или кольцевым движением, что максимально снижает риск принятия неверного решения при выезде с второстепенной дороги.
Пройти бесплатный тест подготовки к экзамену для получения водительских прав в Новой Зеландии
Полезные ссылки: