Первое интервью вышло полгода назад. Азат уже рассказывал о жизни и работе в Окленде, об учебе на программе Digital marketing в институте NZIE.
Как проходило обучение. Плюсы и минусы программы
В июне 2018 года я выиграл грант на обучение по годовой практической программе по Digital маркетингу. Сейчас после окончания могу сказать, что реальность была несколько иной, чем ожидания. Сейчас поясню, но вначале немного вводной — в 2014-м я заканчивал магистратуру Высшей Школы Экономики в Москве, которую я безмерно уважаю и люблю, особенно кафедру Маркетинга фирмы с блестящим преподавательским составом и семейной атмосферой. Вышка для меня была осознанным выбором, к которому я шел 2.5 года. Еще в 18 лет увлекшись предпринимательством, я захотел обучиться маркетингу как одной из основных составляющих бизнеса, и намеренно шел к этой цели еще во время первого технического образования.
На фоне магистратуры Вышки обучение в NZIE показалось мне более легким, уровень требований по работам и к преподавателям ниже, но при этом были и свои плюсы. Основным плюсом несомненно был практический уклон, хоть и с поверхностным погружением (уровень погружения зависит от твоей заинтересованности и готовности копать глубже и добиваться ответов на вопросы от эксперта). Это касается как прямых digital маркетинговых, так и околотематических курсах, таких как digital design and web development. Мне понравилось создавать руками дизайн и далее воплощать его в виде логотипа, бренд-бука и сайта компании.
Что касается самих курсов digital маркетинга, то у меня довольно большой бекграунд и курсы показались простыми и легкими. Из полезных рабочих курсов выделю Content Marketing с тьютором из индустрии, основательницей агентства контент-маркетинга Conversologie Jam Mayer. Также был полезен курс по Social Media & Influencer Marketing с Инной Пивень, которая несколько лет живет в НЗ, знает англоязычный рынок и преподает параллельно в другом университете.
Раз в месяц устраивали конференцию со свободными лекциями по последним трендам
Думаю в большей части уровень остальных курсов и уровень знаний одногруппников и было несоответствием между ожиданиями и реальностью. Программа была рассчитана обучить всему широкому спектру digital маркетинга за короткий срок, но если честно, это невыполнимая задача в таком ритме. Судя по одногруппниками, у которых не было знаний, могу сказать они не успевали за объемом и выполняли всю практику в жутком стрессе, зачастую не понимая, что они делают (что полностью убивает смысл программы). Другим же, работающим в индустрии, не хватало более глубоких знаний. Мне кажется абсолютно ошибочно идти на программу без базы по маркетингу и полагаться на то, что тебя всему обучат. Если нет должного интереса и нет желания, то без напорства и самостоятельного обучения не добиться успеха. Аналогично можно сказать, что не стоит делать слишком завышенных ожиданий, как было у меня. В любом случае, любой опыт — это опыт.
Несомненно, были и гостевые встречи, с работающими в индустрии на рынке Новой Зеландии и Австралии. И меня несколько раз приглашали выступить как эксперта перед одногруппниками (хоть я и не считаю себя выдающимся в своей сфере и считаю нет предела совершенству), но, сказать честно, я всегда старался взять максимум из ситуаций. Обучение других, даже в формате гостевых лекций, дают большее понимание о предмете и себе, хоть и делал это множество раз практически. При этом я обнаружил, что преподавание мне нравится с точки зрения передачи практических навыков другим людям. Я не люблю теоретическое обучение, если оно не соприкасается с практикой, и был бы плохим преподавателем с точки зрения только теории. К тому же, я считаю, что теория очень быстро устаревает в маркетинге (это не базисные математика с физикой). После окончания, неожиданно, программ-лидер сделала мне оффер на преподавание Search Engine Marketing в институте. Приятно, но у меня пока другие планы по развитию 🙂
Гостевая лекция от эксперта Facebook Ads
Отдельным аспектом, которое я выделяю в плюс, было обучение на английском языке и множество письменных работ в виде критических эссе, отчетов, пояснительных записок. В дни сессий бывало требовалось за короткий срок написать по 2 эссе с отчетом в 10 000 слов на академическом английском. Я писал об этом пост How to survive writing the assignment, если кому интересно. Защита, презентации и общение с одногруппниками в групповых заданиях также происходит на английском.
Какой-то флешмоб в Твиттере на курсе Social Media Marketing
Учеба в интернациональной группе дает практику кросс-культурного общения (привет, кросс-культурный менеджмент в Вышке за который я получил далеко не высший балл). Нас было около 25 человек как минимум из 10 стран: Китай, Корея, Индия, Бразилия, Колумбия, Россия, Иран, Новая Зеландия, ЮАР и др. Интересно было пытаться понять китайский английский и узнать все остальные акценты английского. Путешествующим в этом плане намного легче, это как хостел, только на протяжении года и с одними и теми же людьми.
Встреча с блоггером How To Dad в институте
С некоторым одногруппниками я сдружился, так на Рождество мы вчетвером поехали в роад трип по Северному острову на 5 дней. Жили по каучсерфингу с местными в Веллингтоне, Нэпиере и Роторуа, пили вино и общались обо всем и ни о чем.
Путешествие с одногруппниками из Веллингтона в Окленд
Еще одним преимуществом было обучение 2–3 дня в неделю с возможностью совмещать с работой и проектами. Весь год я работал в офисе Kiwi Business в центре Окленда и занимался проектами на фрилансе с Timelab Pro и другими ребятами.
Ну и напоследок, обучение в Новой Зеландии помогает иммигрировать в страну по упрощенному пути. Для многих приезжающих — это в том числе решающих фактор для обучения, хоть по нашей программе таких было немного.