Здесь русскоязычные иммигранты разных профессий рассказывают, как они строят карьеру в новой стране. Чтобы истории получались полными и подробными, мы задаем каждому герою одинаковые вопросы. Те самые вопросы, которые всегда возникают к людям, решившимся сменить страну, язык, а нередко отрасль или специальность. Героиня сегодняшнего выпуска Александра Воробьева в России работала финансовым бизнес-партнером. В Новой Зеландии она начинает путь с финансового аналитика — это на одну ступень ниже ее прежней роли.
Справка. Александра Воробьева, 34 года. Окончила Хабаровский филиал РАНХиГС по специальности «налоги и налогообложение», также имеет британский сертификат The Chartered Institute of Management Accountants (CIMA). В России первые 5 лет карьеры занималась анализом крупных инвестиционных проектов, следующие 6 лет работала в секторе корпоративных финансов. В Новой Зеландии с 2023 года.
Где вы находились, когда искали первую работу в НЗ?
Я искала работу уже находясь в Новой Зеландии и имея открытую рабочую визу партнера — мой муж перевелся в новозеландское подразделение своего работодателя.
Принято считать, что открытая рабочая виза очень упрощает поиск работы. У меня сложилось впечатление, что некоторые работодатели вообще не вникают в особенности найма иностранцев, и рассматривают соискателей только с резидентством или гражданством. В моем резюме был указан тип визы, иногда я упоминала это и в сопроводительном письме, но несколько раз в ответ получала отказы с аргументацией «Мы будем рады рассмотреть вашу кандидатуру после получения вами права на работу в НЗ». Приходилось разъяснять, что открытая рабочая виза не имеет никаких ограничений и дает соискателю те же права в части трудоустройства, что и резидентство.
Было ли у вас местное образование?
Местного образования у меня нет. Базовое образование, мне кажется, никак не влияло на поиск работы. Что более важно в моей профессии — это наличие профессиональной сертификации. У меня есть британская CIMA, но здесь она мало известна, как это ни удивительно.
Самая котируемая в НЗ сертификация — локальная от Chartered Accountants Australia & New Zealand (CA ANZ). Так, она сразу дает 6 баллов для резидентства по категории Skilled Migrant. Также здесь достаточно распространен и высоко ценится американский вариант — Certified Public Accountant (CPA). CA и CPA больше ориентированы на технику финансового учета, а CIMA акцентируется на бизнес-аспектах и финансовой стратегии.
В НЗ даже на начальные позиции в сфере финансов наличие профессионального сертификата является обязательным требованием. Я сравнила частотность упоминания СРА и CIMA в вакансиях. Получилось, что на 200 ожиданий увидеть CPA у кандидатов приходится только 10 вакансий, в которых указана CIMA как приемлемый сертификат.
В Европе, наоборот, CIMA очень популярна. Поскольку изначально мы рассматривали вариант эмиграции в Европу, я выбрала эти профпрограмму. Программа включает 3 уровня, на каждом 3 экзамена и кейс, у меня все вместе заняло три года. Раньше, до 2022 года, экзамены можно было сдавать из России и даже частично обучение было на русском языке, сейчас эта возможность для российских финансистов недоступна.
А опыт местного волонтерства, работы part time или других профессиональных активностей в НЗ?
Нет, ничего из этого. Вначале рассматривала варианты part time, но не увидела интереса к своей кандидатуре в этой нише — я объективно была overqualified для большинства вакансий с частичной занятостью. Поэтому сосредоточилась сразу на поиске той работы, которую действительно хотела.
На какие вакансии вы откликались? Как эти позиции соотносятся с вашим прежним опытом и уровнем ответственности?
Я двигалась поступательно. Сперва сделала анализ рынка и вакансий. Пришла к выводу, что могу претендовать на четыре роли: finance manager, finance business partner, finance analyst, management accountant. Приготовила разные вариации резюме: для finance business partner и management accountant было одинаковое резюме, на две другие позиции — отдельные.
Плюс каждую вариации своего «обычного», доновозеландского, резюме, я попыталась адаптировать под местные стандарты резюме, исходя из своего понимания предпочтений зеландских рекрутеров. Адаптация в основном касалась формальной стороны: порядок блоков, чуть другие акценты и т. п. Итого у меня получилось 6 вариаций резюме. В первые же две недели стало понятно, что мои привычные резюме работают лучше, чем «адаптированные».
Также сузился круг рассматриваемых позиций. В качестве management accountant, например, я не заинтересовала никого — видимо, компании ищут кандидатов с более глубоким пониманием местной учетной политики. На finance manager обратная связь была, но я быстро поняла, что по уровню языка пока не вывезу эту роль: там нужно готовить и проводить презентации для менеджмента, разговаривать о сложных нюансах бизнеса и финансов, плюс у менеджера есть команда, а это тоже обязывает к классному владению английским.
В итоге после ряда интервью я поняла, что моя целевая роль сейчас — finance analyst. Сравнительно с предыдущим опытом это откат на 1 уровень: моей последней доиммиграционной работой была позиция финансового бизнес-партнера в одном из подразделений корпоративного центра Газпромнефти.
Какими каналами поиска работы вы пользовались? Какие из них оцениваете как наиболее эффективные?
Основные каналы — Seek, LinkedIn. Раньше я не особо уделяла внимание LinkedIn, поэтому еще за пару месяцев до начала активной фазы поиска работы указала в профиле LinkedIn, что ищу работу в Новой Зеландии, и начала заниматься ведением аккаунта. Вначале у меня была простая задача: каждый день заходить, комментировать англоязычные посты на профессиональные темы. Потом я стала искать новозеландских специалистов из финансовой индустрии и добавлять их в свою сеть контактов. Первое время было очень сложно придумывать сообщения, стараться зацепить чем-то. За несколько месяцев мне удалось добавить 200-300 — точное количество я не зафиксировала — финансистов из НЗ.
Могу сказать, что моя стратегия принесла пользу: два рекрутера из агентств и один внутренний нашли меня сами в LinkedIn и довели до этапа собеседований. Плюс, после каждого собеседования я добавляла тех, с кем познакомилась, в свою сеть контактов, что и принесло мне в итоге тот самый оффер.
Дополнительно я искала русскоязычные профессиональные сообщества и посещала отраслевые мероприятия. Работу по этим каналам искать не пробовала, только расширяла нетворк и строила свое представление об индустрии в стране.
На сколько вакансий вы откликнулись, сколько приглашений на интервью и сколько офферов получили? Сколько времени занял поиск первой работы?
Поскольку я аналитик, то получала удовольствие от ведения полной статистики поиска работы. Моя воронка в итоге выглядела так.
- Отклики на вакансии — 156
- Скрин-звонки HR-менеджеров — 25 (16%)
- Тестовые задания и собеседования с руководителями — 5 компаний (20%)
- Оффер — 1 (20%)
- Период поиска: 1 октября 2023 — 16 февраля 2024
Самая первая компания, куда я отправила резюме, оказалась также первой, в которой я дошла до собеседования с менеджером. Они мне отказали в октябре прошлого года. А в конце января руководитель из той же компании написал мне в LinkedIn, что у них открывается новая вакансия, и спросил, могут ли они меня рассматривать. 9 февраля мне позвонил hr-менеджер, 12 февраля я прошла собеседование на новую роль, 15 февраля они запросили подробные референс.
Я попросила двух бывших коллег выступить рекомендателями, и они за один день заполнили большой опросник на английском и подтвердили свои персоналии через LinkedIn. Уже на следующий день я получила оффер и мы подписали контракт.
Так я стала финансовым аналитиком в Mitre10, крупной сети товаров для ремонта, дома, сада. Всего в компании 10 000 сотрудников, я работаю в блоке аккаунтинга и финансов, где занято 200 человек. Процентов 80% из них — иммигранты.
Чем отличается поиск работы в вашей родной стране от поиска работы в Новой Зеландии?
Глобально — ничем. Персонально для меня — тем, что в России у меня уже был нетворк, достаточный для получения приглашений на работу. В Зеландии я вернулась на 6 лет назад и начала заново строить нетворк.
После получения первых писем с обратной связью на мои отклики я поняла, что с резюме у меня все ОК, и надо больше внимания уделить прохождению интервью на английском.
Я прописывала ответы на частые вопросы по модели STAR (популярная техника проведения так называемого поведенческого интервью, когда соискателя просят рассказать, как он действовал в определенных небанальных обстоятельствах — Прим. ред.) и тренировалась, записывая себя на видео или аудио. Старалась сократить ответы и оставить только суть.
Во время домашних дел или в дороге включала видео или подкасты с советами, как проходить интервью на мои позиции на английском, чтобы привыкнуть к словам, оборотам.
На мой взгляд, очень помогла работа с рекрутинговыми агентствами. Это бесплатная тренировка интервью с живым человеком из отрасли, возможность узнать больше об особенностях сферы, плюс они достаточно открыто и прямо давали мне фидбек. Как хороший, так и плохой. Именно от них я получила инсайт, который сильно мне помог, и который я бы обозначила как ключевое отличие поиска работы от моего прежнего опыта.
В Зеландии нанимают не функцию, а человека, поэтому очень важно совпасть по духу с командой. А для этого надо показать себя не только с профессиональной, но и с личной стороны. И именно после этой беседы я стала замечать, что почти в каждом интервью есть вопрос типа «Расскажи о себе как человеке, не профессионале». Я стала рассказывать, что люблю плавать, и Новая Зеландия дает мне прекрасные возможности для моего хобби.
Каким был ваш уровень английского на этапе поиска работы?
Английский неуверенный B2, много грамматических ошибок, особенно в речи, когда думаю быстрее, чем говорю.
Язык был безусловным стрессом, который очень добавлял волнения. Некоторые собеседования были очень неудачные именно из-за того, что мой английский просто покидал меня в те дни.
Позже я узнала, что самое сложное не в языковой коммуникации по работе, а в неформальном общении с коллегами. Когда ты обсуждаешь рабочий вопрос, то нет проблемы переспросить. Гораздо менее комфортно я себя ощущаю в ситуациях такого плана: коллеги позвали выпить кофе, все щебечут, в какой-то момент спрашивают, какие же у меня планы на выходные, а я поняла процентов 30% от сказанного остальными.
Что изменилось в вашей карьере с тех пор? Какую роль в этом сыграла первая работа?
Я сейчас прохожу через то, что я называю культурной адаптацией. Work-life balance в НЗ сильно больше life, чем work, особенно в сравнении с моим предыдущим опытом. Самые выраженные отличия в этом плане — неприкосновенность выходных и личного времени. Я как будто оказалась на другой крайней точке шкалы баланса. В моей российской среде было нормально работать сутками напролет, мы в буквальном смысле работали ночами, если сроки «горели». А здесь все встают ровно в четыре часа и уходят домой.
Мне тут ни разу не ставили задач с дедлайном. Однажды утром упала задача с пометкой «очень срочно». Я пошла уточнить, что такое «очень срочно». Для меня это бросить все и сделать немедленно. Оказалось, что результат ожидают в течение дня и другие незавершенные задачи откладывать не нужно.
Еще я бы отметила влияние «наивной экосистемы» — кризисы не часты в зеландской экономике, в отличии от российской. С одной стороны, опыт работы в кризисных условиях — это то, что я активно продавала, и то, что коллеги готовы активно перенимать у меня. С другой стороны, я получаю фидбек от коллег, что я unusual strict, firm, structural, challenging everyone and everything. И, кажется, это не то, что помогает продвигаться в карьере здесь.
Буквально в первые рабочие дни я запросила у коллег обратную связь, просила корректировать меня в ситуациях, если я что-то делаю резковато или не понимаю контекста. А своему руководителю напрямую сказала: «У меня культурная адаптация, мне нужна помощь с этим». Руководитель удивился — он впервые сталкивается с подобной просьбой, но отнесся с пониманием.
Среди коллег иногда ощущаю напряжение от моей манеры пушить людей. Впрочем, активную поддержку я тоже встречаю. Так, представители некоторых других бизнес-функций компании предпочитают взаимодействовать с финансовым подразделением именно через меня и объясняют это тем, что ценят оперативность и внимательное отношение к деталям и срокам.
Думаю, что на горизонте 2,5 лет я дотяну свой язык и понимание местных реалий до возвращения на менеджерскую тимлидскую позицию. На горизонте 10-15 лет целюсь в позицию CFO, как я и раньше себя видела. К получению дополнительного образования этот трек не обязывает. Возможно, соберусь получить еще и CPA, но пока не поняла, насколько это целесообразно.
Как вы видите свой путь к натурализации в НЗ?
Через категорию Skilled Migrant. Я подтвердила свое образование в NZQA, образование оценено как Level 9, и теперь мне не хватает только одного балла до 6, достаточных для подачи на резидентскую визу. Один балл я получу за год работы в Новой Зеландии.
Дайте прикладной совет тем, кто сейчас ищет или вскорости планирует искать свою первую работу в Новой Зеландии
Провести хороший анализ рынка, не отказываться от контактов с рекрутинговыми агентствами, попробовать получать удовольствие в процессе поиска.
Ну и традиционная рекомендация — придерживать свое эго. В большинстве случаев иммиграция не обходится без отката если не в уровне должности и ответственности, то в том, как тебя воспринимают на рынке труда. Да, возможно в другой стране за тобой бегали HR, а здесь надо доказать свою компетентность и конкурировать в совсем других условиях. Те, кто к этому готовы и позитивно смотрят на вызов профессионально состояться в новой стране, получают важное преимущество.
P. S. Редакция KE ищет новых героев для рубрики «Первая работа в Новой Зеландии». Если вы готовы рассказать свою карьерную историю или порекомендовать знакомого — сообщите об этом, пожалуйста, нашему редактору Юле по адресу [email protected]