Новозеландское время: 0000-00-00 00:00 Курс валют: NZD : 40.76 RUB
RU

Жизнь в Нельсоне: сложно ли учиться, как найти работу и при чем здесь волонтерство

Около трех месяцев назад я написал большую статью про переезд нашей семьи в солнечный Нельсон и первый этап обустройства на новом месте. После выхода статьи мне поступило много вопросов: спрашивали про жизнь в Нельсоне, учебу в NMIT, знание языка, адаптацию детей, цены, погоду. Но больше всего вопросов касалось двух тем: сложно ли учиться на программе 8-го и 9-го уровней и можно ли в Нельсоне найти работу. Поэтому свою вторую статью я постараюсь посвятить прежде всего этим двум вопросам. Расскажу, как здесь строится учебный процесс, что из себя представляют курсовые задания и какие навыки помогают студентам в их выполнении. Также поделюсь информацией какую подработку мне удалось найти на первом этапе и к каким выводам я пришел за время поисков работы. Еще немного расскажу про свои волонтерские активности, и почему волонтерство имеет здесь такую популярность.

Содержание


Зима в Нельсоне

Но начать хочется с того, что к нам пришла зима. Перед переездом мы много читали о мягкой и дождливой новозеландской зиме, которая, как оказалось, более характерна для Северного острова. У нас на Южном острове зима другая: днем чаще всего солнечно и тепло, но к вечеру заметно холодает, а под утро температура может опуститься до нуля или даже небольшого минуса. Все бы ничего, но большинство домов здесь не приспособлены к таким условиям. Уверен, что многие слышали, что новозеландские дома холодные и зимой в них не комфортно, но я лучше выражу это языком точных измерений – температура в нашем доме ночью опускается до 10-11 градусов.

 

Особенности жизни в типичном новозеландском доме в зимний период

 

Здесь существуют десятки способов согреться. Начиная от разнообразных обогревателей, каминов, печек, электроодеял, грелок, пижам и дополнительных слоев постельного белья, до пленок на окна. Хорошо, если в доме есть heat pump (кондиционер, работающий на обогрев), он быстро нагоняет теплый воздух, но при одинарном остеклении и полых стенах все тепло очень быстро улетучивается. Оставлять обогреватели на ночь – довольно дорогое удовольствие. Мы это редко делаем, и все равно счет за электричество – 200 NZ$. Приходится менять привычки – уже не походишь по дому в шортах и не поспишь в одном белье. Есть конечно и более теплые дома, и кому-то вроде даже удается найти такие, и пусть вам с этим тоже повезет.

Нам же, как я уже рассказывал в первой статье, больше везет на хороших людей. Например, мой сокурсник, местный житель, шотландец по национальности, услышав, что у нас холодно, привез кучу одеял, пледов и теплой одежды. Сказал, что ему стыдно за собственников, которые сдают людям холодные дома и могут испортить впечатление о стране. Другие хорошие люди подарили нам классный телевизор, а на улице мы нашли сканер, оставленный с запиской, что все работает, берите, пользуйтесь. Так что мелкие бытовые проблемы с лихвой компенсируются доброжелательностью жителей нашего города.

Учебный процесс в NMIT, разбор заданий курса

Теперь про то, сложно ли учиться. На этот вопрос не получится ответить однозначно. Помимо того, что многое зависит от предмета и преподавателя, так еще у всех студентов разный уровень языка, разные способности и личный опыт. Поэтому я решил описать свою программу в NMIT используя больше точные данные и конкретные примеры, нежели свое субъективное мнение, чтобы каждый смог сам сказать, сложно это или легко. Это как с температурой в доме: можно сказать «прохладно», а можно – «10 градусов». Думаю, все согласятся, какой вариант информативнее.

К тому же, качество и скорость выполнения работ во многом зависит от конкретных навыков, и прежде всего умения быстро читать и писать академические тексты. Поэтому, если есть возможность, то можно потренировать эти навыки еще до начала учебы. Я, например особо не интересовался из чего состоит учебная программа, и кое-что, в частности объемы заданий, стали для меня неожиданностью.

Моя программа, Master of Applied Management, состоит из 8 курсов и итоговой диссертации. Каждый курс – это 8 учебных недель, разделенных на четыре семестра, соответственно в каждом семестре параллельно идут два курса. На неделе по каждому из курсов всего одно четырехчасовое занятие с преподавателем (тьютором). Все остальные часы — это время, отведенное на самостоятельное обучение. На занятии тьюторы представляют тему недели, освещают самые основные вопросы, иногда дают небольшие задания для обсуждения в группах. В целом преподаватели здесь не разжевывают тему, а лишь дают направление для самостоятельного изучения.

 

Занятие в аудитории NMIT

 

По каждой теме есть перечень обязательных и рекомендованных материалов к прочтению – чаще всего, научных статей и глав учебников. В течение недели студенты изучают материалы, участвуют в онлайн форумах, или работают над групповыми заданиями. Таким образом, обычная учебная неделя оставляет довольно много свободного времени, но все меняется, когда подходит срок сдачи курсовых работ.

Каждый курс содержит три проверочные работы, из которых складывается общая оценка за курс. Первая работа, как правило, носит теоретический характер. Чаще всего, нужно написать научное эссе на заданную тему, используя рекомендованные источники, а также самостоятельно найденную литературу. Как правило, ожидают увидеть не менее 10 достоверных источников, а для высокой оценки – порядка 20. Статьи попадаются разные. Некоторые написаны вполне человеческим языком, другие довольно сложные для восприятия.

Например, это фрагмент статьи, написанной сухим академическим языком (курс Strategic Marketing):

 

 

Это пример более простого для понимания текста (курс Leadership and Managing Talent):

 

 

Таких статей – десятки, и их прочтение – одна из самых трудоемких составляющих учебного процесса. Поэтому здесь важно иметь навык «сканирования» текстов: читать по диагонали и быстро находить основные идеи, которые можно использовать для своей работы. В открытом доступе есть описание техник работы с научными статьями, и я бы рекомендовал с этими приемами ознакомиться. В первом семестре я садился читать такие тексты как художественные, от корки до корки, а вы лучше так не делайте.

Требуемый объем эссе, как правило, 3 тыс. слов. Работа оценивается на соответствие структуре, последовательность, целостность, ясность изложения. Большое внимание уделяется академическому стилю письма, грамматике, корректному оформлению ссылок и цитат. Многое зависит от проверяющего. Здесь есть две опции. Бывает, что работы проверяет сам преподаватель. По моему опыту – в этом случае оценка выше. Как правило, у тьюторов нет времени проверять все досконально, поэтому они ограничиваются короткими комментариями. Но бывает, что в роли проверяющего выступает внешний «маркер», специально нанятый для беспристрастной проверки работ. И тогда уже оценивают по всей строгости требований, со снижением оценки за каждую неправильно оформленную ссылку и с подробными комментариями по всем пунктам. Вообще, этот перекос в сторону академической составляющей, нежели практической – довольно частое явление и серьезный раздражитель для большинства студентов. По моим наблюдениям это происходит каждый раз, когда у тьютора мало или вовсе отсутствует опыт работы в бизнесе.

В качестве примера приемлемого стиля письма привожу фрагмент своей работы, которая была оценена маркером достаточно высоко (курс Leadership and Managing Talent):

 

 

Сколько времени уйдет на поиск первоисточников, их прочтение и написание работы – это очень индивидуально. У меня этот процесс занимает около пяти неполных дней, часов 30. При этом уровень моего английского все еще далек от идеала. Конечно, за эти два семестра язык заметно улучшился. Для зачисления в институт я сдавал TOEFL c неплохим результатом 94/120, но фактически писал с трудом и едва мог говорить с носителями языка – ощущался серьезный пробел в постоянной разговорной практике.

Вторая курсовая работа, как правило, связана с подготовкой и проведением презентации в классе. Это может быть индивидуальное задание или групповое. Нужно изучить заданную тему, сделать презентацию в классе и ответить на вопросы аудитории. Здесь пригодится опыт работы с презентациями и навыки публичных выступлений. Все это тоже оценивается: оформление слайдов, наличие у выступающего контакта с аудиторией, грамотная речь, убедительность, энергичность.

Мне лично больше нравится работать с такими проектами в группах – во-первых, практикуется язык, во-вторых, привыкаешь к различному культурному бэкграунду коллег. У меня, например, был напарник из Индии, который не хотел понимать, что такое срок выполнения задачи. Я перебрал все имеющиеся навыки убеждения и контроля эмоционального состояния. Или бывает, что обсуждение в группе прерывается случайными вопросами, например, что ты ел на завтрак. Все это хорошая возможность потренировать свою Cultural Intelligence.

 

Презентация группы студентов в аудитории NMIT

 

Третья работа – это кульминация всего курса. Она часто носит более прикладной характер: нужно наложить теорию курса на какую-то практическую ситуацию. Это может быть разработка стратегии для реальной компании, или разработка собственного бизнес-проекта, или консалтинговый отчет, написанный по какому-то бизнес-кейсу. При этом все академические требования к изложению и оформлению сохраняются. Объем работы – около 4 тыс. слов. Конечно, такие работы требуют еще больше времени, но лично мне они гораздо интереснее, чем написание эссе. Во-первых, заметнее связь с реальным миром, во-вторых, есть пространство для самостоятельного мышления. Хотя кому-то они, наоборот, даются сложнее, это тоже индивидуально. Единственное, что смущает – 8 недель, отведенных на весь курс, это безусловно очень мало, чтобы получить знания, достаточные для разработки качественного и практически применимого проекта.

В качестве иллюстрации задания с элементами креативного мышления привожу карту экосистемы предприятия, разработанную для собственного проекта (курс Design Thinking and Entrepreneurship):

 

 

Оценивают работы по 100-бальной шкале. Все, что выше 50 – положительная оценка, выше 90 – большая редкость. Если суммарная оценка за курс ниже 50, то курс считается проваленным. Но и в этом случае дают возможность пересдать какие-то работы, и, по-моему, не один раз.

Таким образом, большая часть учебного процесса – это чтение и письмо. В общей сложности каждый курс подразумевает 8-10 тыс. написанных слов, а если сложить все курсы программы и итоговую диссертацию, то получится около 100 тыс. слов – объем, сопоставимый с первым томом «Войны и мир».

Про учебу получился довольно подробный рассказ, но думаю теперь каждый сам сможет оценить, сколько времени уйдет на выполнение заданий, какой нужен уровень языка, чтобы все это переварить, и сколько времени останется на досуг, семью, увлечения и работу.

Поиск работы

Работу я начал искать к концу первого семестра, когда окончательно сориентировался насчет своих возможностей в плане учебы. В поисках решил отталкиваться от своего профессионального опыта в event индустрии. Я много лет занимался организацией B2B выставок и еще два года готовил стадион в Саранске к матчам Чемпионата мира по футболу. Конечно, есть полный набор рекомендаций, грамот, благодарностей. Забегая вперед, скажу, что здесь все это не имеет никакого значения. О происходящем в России, конечно, слышали, но так, как будто это происходит где-то на Луне. Здесь все-таки другой мир.

Поиск вакансий в основном вел на сайтах www.seek.co.nz и www.trademe.co.nz. За все время поисков, а активно я искал работу около двух месяцев, мне попались три позиции, имеющие прямое отношение к моей специальности. В первой вакансии мне отказали по причине моей overqualification – не поверили, что частичная занятость и небольшая зарплата смогут заинтересовать меня надолго. В другом месте отказали, узнав о моем студенческом статусе. Дело в том, что студент не может работать больше 20 часов в неделю, а проведение мероприятий предполагает неровный график. Кроме того, там, где текучка кадров нежелательна, со студентами связываются крайне неохотно. Понятно, что по окончанию учебы вчерашний студент сразу начнет искать работу на более высокую позицию и полный рабочий день. Поэтому студенты здесь в основном работают в магазинах (на кассах, на выкладке товара, или, если язык и навыки позволяют, в продажах), в клининговых компаниях или развозят пиццу, а постоянную работу отдают людям с более понятной историей и перспективой. Вообще я заметил, что на собеседовании работодатели смотрят прежде всего на то, понятен ли им кандидат как личность, сможет ли он стать частью их комьюнити. Со стороны это больше напоминает подбор члена семьи, нежели найм квалифицированного специалиста. Не знаю, характерно ли это для всей Новой Зеландии, но в нашем небольшом городе это точно так, и это нужно учитывать.

Также было и с моей третьей попыткой – постоянную работу отдали кандидату, не обремененной учебными обязательствами и лишними навыками, а мне предложили временные подработки. Этим я сейчас и пользуюсь: помогаю готовить площадку к различным спортивным и концертным мероприятиям. Кстати, интересно, что на объекте, где регулярно проводят баскетбольные матчи, а также еще порядка 50 мероприятий в году, в штате всего три сотрудника: менеджер, координатор и один мастер на все руки. У нас в России на таком объекте работало бы 20-30 человек, из которых половина были бы руководителями. А здесь менеджер тоже может поработать и грузчиком, и монтажником. Мне лично такая система гораздо ближе, я и сам, будучи управленцем, не избегал никакой работы. Так больше возможности узнать все изнутри и короче связь с командой. Но посмотрим, как дальше будет развиваться моя новая карьера.

 

Баскетбольный матч в Nelson Trafalgar Centre

 

Если при поиске работы нужен быстрый результат, то я могу дать две основные рекомендации. Во-первых, упроститься. Подготовить себя и свое портфолио к той работе, с которой вы начинали свой карьерный путь, а может быть даже и вовсе перескочили эту ступеньку. Вспомните, что конкретно вы умеете делать. Сформулируйте свои навыки предельно четко и понятно, подкрепите примерами. Постарайтесь продемонстрировать свою заинтересованность и мотивированность, а не обреченность. Помните, что люди здесь, независимо от профессий, получают от работы удовольствие. При этом, конечно, можно и нужно продолжать поиск более квалифицированной работы, но быстрого результата ждать не приходится.

Во-вторых, потребуется время для культурной адаптации. Несмотря на все разговоры о культурном разнообразии, равенстве и братстве в новозеландском обществе, здесь есть господствующая монокультура, и она должна вас принять. Поэтому важно проявить наблюдательность и постараться побыстрее усвоить важные культурные нормы. У кого-то это получается легко, у кого-то сложнее, а кто-то, наоборот, сопротивляется этому и всячески подчеркивает свою иную идентичность. Понятно, что последнее сильно затруднит процесс адаптации в обществе. Если же у вас более открытая позиция, то существует несколько способов для знакомства с особенностями местной культуры, и один из наиболее эффективных – волонтерская работа.

Волонтерство

Волонтерство здесь имеет очень большую популярность, некоторые организации почти полностью состоят из одних только волонтеров. В городских координационных центрах на выбор предлагаются десятки позиций в социальной, культурной сфере, в образовании или экологии. Я, как большой любитель природы, выбрал работу в местном заповеднике.

 

Я во время волонтерской работы в заповеднике Brook Waimarama Sanctuary

 

Это такой «экологический остров», огороженный многокилометровым забором, защищающим заповедную территорию от хищников (в первую очередь, завезенных грызунов). Сделано это для восстановления и сохранения уникальной флоры и фауны Новой Зеландии, прежде всего, популяций птиц, которые внутри периметра могут чувствовать себя в безопасности. Заповедник открыт для посетителей. По территории проложены разные маршруты, и я раз в неделю помогаю поддерживать эти дорожки в проходимом состоянии. Мы подрезаем растительность, убираем листву и пилим упавшие деревья. Работа на свежем воздухе под пение птиц – это как награда после написания очередного эссе. В команде в основном пенсионеры, которые здесь, к моему большому удивлению, в свои 70-80 лет сохраняют отличную физическую форму и выносливость. Быстро взбираются на холмы, легко перепрыгивают через горные речки, спокойно работают по 5-6 часов. Невероятно, насколько регулярная физическая активность улучшает и продлевает качество жизни. Люди здесь это отлично понимают, поэтому недостатка в волонтерах нет.

 

Волонтер Brook Waimarama Sanctuary пересекает горный поток

 

В перерывах говорим об особенностях культур, о различиях в политической системе, в системе образования. Как-то говорили о литературе. Я удивился, насколько хорошо люди знакомы с русскими классиками. Кстати, в сквош-клубе я тоже встречал людей, хорошо знающих культуру и историю России. Но чаще, конечно, спрашивают про холод и Путина, чем про балет и космонавтику.

Также несколько человек рассказывали мне о своих путешествиях по России. Например, один искатель приключений, побывавший на Северном и Южном полюсах, на Эвересте и многих других труднодоступных местах планеты, рассказывал о своем путешествии по Сибири и Дальнему Востоку на велосипеде! По его признанию, это была самая сложная экспедиция в его жизни. Говорит, что добираться до Северного полюса вплавь через Северный Ледовитый океан было полегче. Так что, популярное мнение о том, что новозеландцы ничем не интересуются кроме своих овец – это миф. Все, как и везде, зависит от людей и круга общения.

Про семью

Дети чувствуют себя хорошо, адаптация проходит успешно. Дочку часто приглашают на дни рождения к ее друзьям по садику. Дни рождения здесь празднуют большими компаниями, приглашают аниматоров или родители сами устраивают развлекательную программу. Взрослые тоже присутствуют, знакомятся и общаются. Садик здесь – это тоже комьюнити.

 

Группа детей во время празднования дня рождения

 

Старший ребенок так же с удовольствием ходит в школу. Я знаю, что многих наших родителей беспокоит вопрос, что сверстники их детей в России получают больше знаний, чем дают детям здесь, в новозеландских школах. Это действительно так, здесь не стараются наполнить головы знаниями по всем предметам, а больше дают инструменты, методы, учат думать самостоятельно. На мой взгляд, это правильнее, особенно принимая во внимание, что сейчас совсем другие условия доступа к информации и нужные для работы с ней навыки. Удивительно, когда люди, учившиеся несколько десятилетий назад, требуют от системы образования все тех же подходов, что и в их время. Лично я считаю, что наоборот российская система образования давно устарела, не востребована в мире и требует реформирования.

Супруга закончила курсы английского, и тоже приступила к поиску работу. Есть несколько интересных идей, будем реализовывать. Конечно, язык нужно дальше развивать, поэтому стараемся побольше общаться.

И конечно нельзя не сказать про поездки по острову. Стоит выехать из города и сразу забываешь обо всем. Мы постепенно увеличиваем дистанции, дети привыкают к серпантинам и долгим переездам.

 

Моя семья во время поездки по Южному острову

 

Недавно посетили Каикоуру (Kaikoura) – популярное туристическое место, где можно посмотреть на китов в открытом море или морских котиков, отдыхающих на прибрежных камнях. Если соблюдать меры предосторожности, то к котикам можно достаточно близко подойти.

 

Лежбище морских котиков на восточном побережье Южного острова

 

Как-то ездили на пляж Варарики (Wharariki Beach), самую северную точку Южного острова. Там был такой сильный ветер, что мы едва держались на ногах. Многие наверняка узнают эти места по заставкам Windows.

 

Борьба с ветром на Wharariki Beach

 

А еще мы мечтаем как-нибудь походить по этим красивым местам с палаткой, и очень радует, что наша мечта теперь так близко!

 

Пейзаж Южного острова

 

На этом заканчиваю нашу вторую статью про жизнь в Нельсоне. Если у кого-то есть вопросы – буду рад ответить и поделиться информацией. Связаться со мной можно через Facebook.

Пока!

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ПОДБОР ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ

Возможно, вам будет интересно

22 July 2019

Почему Новая Зеландия?

Жизнь в Новой Зеландии Интересные факты о стране УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ Экономически развитая страна с высокими показателями индекса...

22 August 2019

География и климат

География Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана, разделенная с Австралией Тасмановым морем на расстоянии более 4000 километров. Территория...

22 July 2019

Стоимость жизни

Стоимость жизни в Новой Зеландии Новая Зеландия – это развитая, а потому не дешевая страна. Стоимость жизни сопоставима с другими...